Реклама лекарств: ориентир на ответственное самолечение

Реклама медицинских препаратов в СМИ стала главной темой круглого стола, организованного Комитетами Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и по охране здоровья. Актуальность темы была усилена подписанным накануне Президентом поручением Правительству до 1 июля 2016 г. представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся ограничения рекламы лекарственных препаратов.



Обсуждаемая тема вызвала острую дискуссию среди участников. Мнением по вопросу характера и структуры рекламы лекарств в СМИ, ее регулирования и возможных ограничений поделились депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители СМИ, отраслевые эксперты и специалисты.



Как показала дискуссия, представители СМИ обеспокоены возможностью потери значительной части дохода в случае полного запрета рекламы лекарств. Развитие экономики страны немыслимо без свободной рекламы, — подчеркнули они. Однако эксперты фармотрасли и регуляторы отметили, что полного запрета рекламы никто не добивается: речь идет лишь о строгом регулировании этого вопроса, в частности, содержательной и этической составляющей рекламы. Главная задача – повышение информированности пациентов о возможностях ответственного лекарственного самолечения безрецептурными средствами.



Первый заместитель Министра здравоохранения Игорь Каграманян подчеркнул социальную значимость данного вопроса. Необходимо увеличение объема социальной рекламы, которая повысит информированность населения о важности ведения здорового образа жизни, факторах риска и профилактике заболеваний, — отметил докладчик.



Общие принципы рекламного рынка не всегда работают в случае с лекарствами – отметил Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. К рекламе лекарственных средств надо подходить индивидуально, как к особому товару, пояснил докладчик. Сергей Калашников напомнил, что, по данным ВОЗ, смертность от неправильного применения лекарственных средств стоит на пятом месте. Именно поэтому необходимо жесткое ограничение рекламы безрецептурных лекарственных средств: в частности, должно быть доказано, что рекламируемое ЛС, употребляемое в предписанной дозировке, не может нанести вреда здоровью.



Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев также подчеркнул, что вопросы ответственного самолечения и рекламы безрецептурных ЛС тесно связаны. Но, прежде всего, важен вопрос попадания препарата в перечень безрецептурных лекарств. При отнесении того или иного препарата к списку безрецептурных необходимо строго придерживаться критериев, рекомендованных Всемирной Организацией Здравоохранения, — подчеркнул докладчик. Только после попадания в этот перечень должен вставать вопрос о возможности рекламы препарата.  Виктор Дмитриев также отметил негативные тенденции современной рекламы ЛС: смешение понятий и неэтичный характер рекламы, — использование образов врачей, не соответствующих действительности слоганов и т.д. Реклама любого ЛС должна иметь три обязательных составляющих: сообщать, что препарат есть на рынке; уведомлять пациента о необходимости внимательно прочитать инструкцию; предупреждать об обязательности обращения к врачу в случае ухудшения самочувствия или неэффективности ЛС. «Полный запрет рекламы только навредит отрасли, но жесткое регулирование рекламы крайне необходимо, этот вопрос должен быть решен на законодательном уровне», — заключил докладчик.

 

Пресс-служба АРФП

<

Пресс-служба АРФП